Рынок сервисного обслуживания

Российский рынок сервисного обслуживания корпоративного оборудования развивается высокими темпами.

В 2020 году количество пользователей  услуг увеличилось на 70% по сравнению с предыдущим годом, в 2021 году – еще на 153%. В 2022 годах эксперты прогнозируют четырёхкратный рост сервисных контрактов на корпоративную мобильную технику.

Эксперты Inventive Retail Group, управляющей специализированными розничными и онлайн-магазинами, а также корпоративными продажами и дистрибуцией потребительских товаров ведущих мировых брендов, проанализировали отечественный рынок сервисного обслуживания корпоративного оборудования. Несмотря на пандемию, этот сегмент активно развивается.

Общая картина рынка

Российский рынок сервисного обслуживания КО еще только формируется. Как правило, после окончания гарантии компании списывали сломанное оборудование, самостоятельно утилизировали или приобретали для сотрудников новое. Начиная с 2018 года наблюдается рост запросов от компаний на сервисное обслуживание. В процессе цифровой трансформации они стали чаще использовать гаджеты в качестве рабочего инструмента. Кроме того, значительно расширился список брендов, устройства которых могли работать в корпоративной среде. Бизнесу оказалось невыгодно самим обслуживать огромные парки разнородной техники. Помимо непосредственно ремонта устройств стали популярны и услуги корпоративного сопровождения – абонентское сервисное обслуживание КО, trade-in и выкуп устаревшего оборудования, страхование устройств.

Наиболее активно за сервисным обслуживанием обращаются ИТ- и телекоммуникационные компании, их доля достигает 25% от общего количества заключенных контрактов. Технологические компании традиционно одни из крупнейших потребителей цифровых девайсов. На втором месте – ритейл и FMCG (19%), которые в период пандемии активно трансформировались, развивая онлайн-продажи. Тройку лидеров замыкает промышленность, ее доля в общем количестве контрактов – около 11%. Внедряют модель сервисного обслуживания КО также и представители банков (9%), фарм-индустрии (8%), консалтинговых компаний (8%).

Чаще всего бизнес приобретает услуги сервисного обслуживания для парка корпоративных ноутбуков. В общем количестве сервисных контрактов их доля достигает 64%. Ноутбуки – это сложные устройства, которые служат долго, смена технологических поколений происходит редко.

На втором месте обслуживание смартфонов и планшетов (18% и 16% соответственно). Эти типы устройств только недавно стали восприниматься как эффективный рабочий инструмент. Доля контрактов на сервисное обслуживание ПК не превышает 2%: персональные компьютеры дольше служат, а по истечению срока службы, как правило, списываются.

Участники рынка

Услуги сервисного обслуживания КО предоставляют как авторизованные сервисные центры (АСЦ), так и сертифицированные поставщики оборудования. Как правило, крупные АСЦ, хотя и авторизованы многими производителями, но преимущественно заточены под обслуживание физических лиц и зачастую не обладают ресурсами для самостоятельного выхода на рынок B2B. Поэтому развитие сотрудничества крупных авторизованных сервисных центров и сертифицированных поставщиков оборудования является важным драйвером развития рынка корпоративного сервисного обслуживания.

Наиболее востребованные услуги:

  • обслуживание корпоративных устройств разных брендов;
  • ремонт любой сложности по всей России;
  • установка и обновление ПО;
  • замена разбитого стекла/аккумулятора/жесткого диска;
  • чистка от влаги и пыли.

Прогноз рынка

За минувшие пять лет, с 2017 год по 2021 год, объем рынка сервисного обслуживания КО вырос в 18 раз. В 2018 году в секторе B2B этот показатель увеличился в 8 раз по сравнению с годом ранее, в 2019 году в сравнении с 2017 годом – уже в 16 раз. В 2020 году последовал спад, обусловленный пандемией и перераспределением бюджета на другие актуальные задачи. В 2021 году рынок сервисного обслуживания КО снова начал расти, тенденция сохранится и в последующие годы.

Ремонт – это одна из наиболее востребованных услуг. По данным Inventive Retail Group, в первый год эксплуатации корпоративными клиентами портится около 15% от общего парка смартфонов и 9% – ноутбуков. Цифры включают в себя как гарантийные случаи, так и поломки, на которые гарантия не распространяется.

Доля сервисного обслуживания в контрактах поставки КО также растет год от года. Если в 2018 году она составляла чуть более 4%, в 2019 году уже увеличилась до 5,2%, по итогам трех первых кварталов 2021 года достигла 7%.

«Рост объемов услуг сервисного обслуживания для бизнеса будет продолжаться и далее. Основная причина – продолжающийся рост цен на новые устройства. Причем, цены растут по объективным причинам: из-за COVID-19 сократились объемы производства и увеличились сроки поставки от производителей. Кроме того, влияет дефицит комплектующих. В такой ситуации на рынке в компаниях понимают, что быстрее и выгоднее перейти на обслуживание и ремонт уже имеющихся в парке устройств, обратившись к специализированным командам», – говорит вице-президент по корпоративным продажам Inventive Retail Group Илья Лавренов.

О компании

Inventive Retail Group – это группа компаний с 16 летней историей, управляющая специализированными розничными и онлайн магазинами, а также корпоративными продажами и дистрибуцией потребительских товаров ведущих мировых брендов. Группа следует миссии быть проводником брендов на российском рынке и развивает омниканальную стратегию бизнеса. Ядро портфеля Inventive Retail Group составляют знаменитые во всем мире бренды: Apple‚ Samsung, LEGO, Nike и другие. Розничные магазины группы – это более 400 точек продаж в четырех сегментах рынка: электроника, спорт, детские товары и фэшн. Группа входит в структуру компании ЛАНИТ.

 

Похожие записи